- 19.09.2013
- Опубликовано: Искандер Ахметов
- Категории: Агропром, Банки и финансы, Статьи, Транспорт и логистика
До того как приобретать ценные бумаги китайских компаний необходимо уже на месте ознакомиться с их бизнесом: отчеты демонстрируют одно, а в действительности обстановка может оказаться кардинально другой
Весь финансовый мир следит сейчас за ростом потребления в Китае — одним из самых масштабных экономических процессов нашего времени, создающим колоссальный размер добавочной стоимости. Впрочем по сей день данный рост не сказался на капитализации китайского фондового рынка. Можно войти в положение инвесторов, т.к. рынок в Китае специфичен и достаточно труден, приобретать акции китайских фирм, базируясь на типовых показателях и мультипликаторах, невозможно: очень велика опасность стать жертвой хитрости местных предпринимателей либо недостоверных данных. При принятии инвестиционных решений на китайском рынке внимание нужно обратить на следующие моменты.
Бум потребления
Рост потребления в Китае связан с глобальной урбанизацией и ростом заработков населения. Урбанизация по-китайски является уникальным явлением — еще ни разу в истории человечества более 200 млн человек не переезжали в города всего за одно десятилетие. Предполагается, что в последующие 10 лет городское население пополнится еще на 200–250 млн человек. Процесс урбанизации как правило движим значимым избытком населения в китайских деревнях — на сегодняшний день приблизительно 50% населения живет в деревенской местности. Переезд фермеров в города ранее замедлялся государством через систему «хукоу», которая практически не разрешала сельским жителям устраивать своих детей в городские дошкольные учреждения и школы, а также лишала их доступа к иным прерогативам городского населения, к примеру клиникам. Впрочем новое правительство изменило курс, и переезд стал более обычным делом. Таким образом власть собирается, в первую очередь, посодействовать созданию масштабного внутреннего рынка, во-2-х, наконец-то уйти от архаичной системы крошечных личных наделов и консолидировать сельское хозяйство. Размах урбанизации поражает — в стране очень быстро растут новейшие города-миллионники и микрорайоны из 20–40-этажных домов.
Подъем прибылей населения в значительной степени обусловлен подъемом производительности труда, который стал вероятен благодаря созданию транспортной и производственной инфраструктуры и переходу к производству высокотехнологичных продуктов. Китайская транспортная система дает стране очень большое конкурентноспособное превосходство при производстве технологически сложной продукции, где нужна координация производств, оказавшихся в разных точках страны и мира.
Разработанная инфраструктура и возрастающий уровень образования населения сделали Китай прямым соперником развитых государств в сфере сложной продукции. В следствии за прошедшие 10 лет средний достаток городского населения возрос в 4 раза, до $4000 в год (по неофициальным данным — в пределах $6000). Более высокая покупательная способность трансформируется в быстрорастущее пользование.
Кроме урбанизации и подъема заработков доп. драйверами роста пользования станут происходящая на данный момент смена поколений и наступающее глобальное введение потребительского кредита. Поколение китайцев, которым за 50, фактически ничего не приобретает. У их, вежливых в эпоху Мао, на уровне подсознания заложен ужас перед пользованием. Они пристрастились скрывать, а не расходовать. Все они хорошо помнят те времена, в которые за любое проявление зажиточности строго наказывали. Новые же поколения — абсолютная им противоположность. Это люди, воспитанные на знаменитом лозунге Ден Сяопина «Обогащение достойно славы», тратят с большим энтузиазмом.
Дурное настроение
Благоприятное ли на данный момент время для инвестиций в китайский потребительский сектор? Состояние фондового рынка ориентируется 2-мя основными параметрами — фактическим состоянием экономики и настроениями инвесторов, а они определенно не в духе.
Настроение инвесторов измеряется стоимостью, которую они готовы заплатить за фирмы. В случае с Китаем целесообразно смотреть на фондовую биржу Гонконга, на которой торгуются акции множества китайских фирм и которая доступна фактически всем инвесторам. Коэффициент P/E рынка Гонгкока в пределах 10, отсюда следует вывод, что инвесторы в среднем готовы покупать бизнес за его 10 годовых чистых прибылей. Только 4 раза за прошедшие 38 лет инвесторы в Гонконге были настроены более пессимистично. Так дешево фирмы стоили в период рецессий начала 1980-х и конца 2000-х, также после «черного понедельника» 1987 года и Азиатского кризиса 1998 года.
Понаблюдав за бизнесом 400 китайских моллов и универмагов, можно обнаружить, что большая часть из них убыточны и вовсе не имеют возможностей развития. Многие имеют врожденные пороки. Возведенные в неправильных местах, с непродуманным дизайном и контролируемые некомпетентными менеджерами, они считаются наглядным свидетельством трудностей, образующихся в форсированной и создаваемой практически с нулевой отметки экономике. Явно, что их строители и хозяева не имели достаточного навыка — это тот самый «1-ый блин комом». Инвестировать в весь сектор, на самом деле, значит отчасти принимать ответственность за их оплошности.
Хотя это не значит, что все торговые центры плохи. Они не видны, чтоб их заметить, нужно сделать немалую работу.
2 фирмы — Golden Eagle и Springland — обладают торговыми центрами класса А–/В примерно в одной и той же географической зоне — провинции Цзянсу, являющейся одним из самых зажиточных регионов Китая. Инвестор, который захотел бы ознакомиться с финансовой отчетностью мог бы наблюдать следующее.
Golden Eagle казался безусловным лидером. Все инвестбанки кроме воздержавшихся Citi и Deutsche Bank советовали приобретать Golden Eagle. Springland же подвергали анализу меньше 10 специалистов, так как эта фирма был просто никому не интересна . В следствии Golden Eagle воспринимался в несколько раз дороже Springland.
После посещения приблизительно половины из 28 торговых центров Golden Eagle и фактически всех 16 торговых центров Springland, увиденное поражает, так как становится явно, что Golden Eagle не является инвестиционно привлекательным бизнесом. Лишь 2 молла фирмы, которые, в первую очередь и показывают инвесторам, можно считать удачными. Положение же других торговых центров было незавидным. Моллы были пустыми. В то же время все моллы Springland были замечательного качества — лучшее расположение в не очень больших состоятельных городах с населением 1–3 млн человек, отсутствие сильных соперников, хороший дизайн, высококлассные бренды и неплохая посещаемость.
Тот факт, что инвесторы оперировали исключительно отчетностью, сделал из одну из худших фирм отрасли самой известной среди инвесторов. С минувшей осени обстановка немного поменялась — инвесторы понемногу взяли в толк, что Golden Eagle далеко не привлекательный бизнес. Цена акций фирмы понизилась приблизительно на 40%, в то время как акции Springland поднялись приблизительно на 10%.
Досадные неожиданности
В настоящее время по дорогам Китая ездит более 150 млн электрических скутеров. Эти скутеры работают на аккумуляторных батареях, требующих замены раз в полтора года. Эти батареи изготавливают 2 солидные фирмы, на которые приходится в пределах 70% рынка.
1 из них — Tianneng. Данная фирма приглянулась нам в следствии высокой доходности (20% ROIC) и стабильных конкурентных превосходств: замечательная система дистрибуции, синергия с перерабатывающим заводом, мощный бренд. Хотя основное — рынок практически считается естественной дуополией и это позволяет рассчитывать на более высокую прибыльность. В ноябре 2012 года фирма стоила меньше 7 годовых прибылей.
После посещения нескольких сотен торговых центров и ремонтных центров в разных провинциях Китая, видно, что потребители уделяют основное внимание батареям Tianneng и что реализации идут очень активно. Впрочем через некоторое время после покупки акций Tianneng что цена на батареи снижается. В апреле между главами 2 основных фирм случился инцидент, в следствии которого началась ценовая война. Доходность в данном бизнесе базируется на высочайшем объеме продаж продукта с невысокой добавочной стоимостью. Даже маленькое понижение стоимости на таком рынке может быть катастрофическим. Прошло чуть больше месяца, и когда информация о иррациональной ценовой войне стала известной, акции фирмы рухнули более чем на 40%.
Большинство рынков Китая еще не устоялись, случающиеся на них аномалии делают пакетные — или же индексные — инвестиции неэффективными.
Многократно происходят нестандартные действия и возникают новые участники, что от случая к случаю кардинальным образом меняет расклад сил. Для инвесторов это сразу и угроза, и возможность. Те, кто первым адекватно распознает и возьмет в толк происходящие процессы, станут иметь конкурентноспособное превосходство, а чтоб его обрести, гораздо лучше лично ознакомиться с бизнесом фирм.