- 12.09.2017
- Опубликовано: Искандер Ахметов
- Категории: Статьи, Транспорт и логистика
«Мы живём в очень интересное время – время создания новых объединений и альянсов. Их участники формируют совместные групповые цели, строят планы по их достижению, сохраняя при этом свою идентичность и внося вклад в общие проекты своими компетенциями, технологиями и производственными активами.
АО «ОТЛК» – совместное предприятие ОАО «Российские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Қазақстан темір жолы». Три железнодорожные компании стран-членов ЕАЭС объединили усилия в целях повышения привлекательности железнодорожного евразийского транзитного коридора для грузовладельцев в Китае, Юго-Восточной Азии и Европе.
Россия, Белоруссия и Казахстан имеют давние традиции успешного сотрудничества в железнодорожной индустрии. АО «ОТЛК» – один из примеров такого взаимодействия – альянса равноправных партнёров, создающих новое качество услуги железнодорожного транспорта на высоких скоростях.
Наша главная задача – создать эффективный, безопасный и конкурентоспособный маршрут доставки грузов в евразийском сообщении. Кроме того, своей миссией мы считаем формирование особого социального пространства для всех участников перевозок, в котором каждый сможет получить новые точки роста не только в области бизнес-процессов, но и в сфере общественного развития, повышения уровня коммуникаций и взаимного уважения сторон.»
Это цитата из обращения президента ОТЛК Алексея Грома размещенная на официальном сайте компании. )
Прекрасная цитата, характеризирующая цели и задачи ОТЛК, которые, в общем, тоже прекрасны. Мы, действительно, живем во времени, когда Казахстану для того, чтобы развиваться, выходить на новые рынки, в полной мере использовать свой потенциал, а в данном случае транзитный потенциал, действительно нужны альянсы, объединения. Но все ли альянсы хороши?
На примере существующего уже 3 года альянса, ОТЛК разберем, как на деле выглядит данное объединение.
Итак, первое. Казахстан объединил свои усилия с Россией и Беларусью и вошел в ОТЛК своими компетенциями, технологиями, производственными активами. Это перегрузочные места на казахско-китайской границе, которые принимают поток грузов следующих транзитом из Китая в Европу, это станции Достык и Алтынколь. Это контейнерные терминалы, оборудованные кранами и всем необходимым для обработки грузов, персоналами товарных касс, таможенных пунктов. Это 2.5 тысячи километров казахской железной дороги, локомотивы, депо и прочее, это труд путейцев и работников станций и полустанков раскиданных на всем протяжении дороги
Второе, опять же, возьмем из цитаты президента, «АО «ОТЛК» – один из примеров такого взаимодействия – альянса равноправных партнёров, создающих новое качество услуги железнодорожного транспорта на высоких скоростях». Не будем касаться темы про «новое качество услуг железнодорожного транспорта», оно, может и вправду, новое, не будем спорить. Остановимся на том, что альянс этот, как некогда и Союз нерушимый республик свободных, почему то называется «альянсом равноправных партнеров». Есть большие сомнения в том, что этот альянс справедлив по отношению ко всем его участникам.
Равноправные партнеры, это партнеры у которых равны права, доли, хоть расходов, хоть доходов. Равен вклад в общее дело. И вот, о вкладах. Казахстан и Беларусь вошли в дело своими компетенциями. Если мы, Казахстан, являемся точкой входа китайского транзита, то Беларусь является точкой ее выхода в Европу. То есть в этой части наши с Беларусью вклады неоспоримы и существенны. Мы, как жених и невеста, без одного из которых, не говоря уж о обоих, и свадьба не состоится.
Но почему то получилось так, что вклад России оказался больше вклада двух других участников. Она посредством РЖД вошла в ОТЛК 50% + 2 акции ОАО «Трансконтейнер» и 100% минус 1 акция РЖДЛ. В итоге, это вылилось в следующие цифры, что РЖД имеет долю в ОТЛК 99.84%, Казахстан и Беларусь по 0.08%.
В денежном выражении доли вкладов распределены так, Россия «весит» в ОТЛК – 39 млрд 694 млн. рублей. Казахстан и Беларусь по 32 млн 709 тысяч рублей соответственно. Доля России превышает казахскую долю и беларускую в 1213,5 раз. При этом Казахстан и Беларусь, не знаю почему, в отличие от России вошли в ОТЛК не активами, а сугубо деньгами. Вероятно, что специалисты в КТЖ знают причину, но ее хотелось бы знать и широкой общественности тоже. Наши АО «Кедентранссервис» и «Казстранссервис», а позднее «КТЖ Экспресс», как оказалось, не имеют денежного выражения. То ли оценка их была не произведена, то ли эта оценка не устроила какую либо из сторон, не ясно. Открытые источники на этот вопрос свет не проливают. Та же самая ситуация и с беларускими воротами в Европу, Брестом. Либо Брест не был оценен, либо оценка его не удовлетворила одну из сторон. При этом российские активы, две дочки РЖД оценены без малого в 40 миллиардов рублей. Но, как бы ни было, на выходе мы имеем колоссальную диспропорцию в долях вкладов. Что собой подразумевает, что декларируемым в ОТЛК равноправием и не пахнет. На стадии вкладов, во всяком случае, мы имеем в лице ОТЛК скорее мезальянс, нежели альянс.
Зная эти цифры, я боюсь представить, что вдруг и доля от доходов делится между сторонами пропорционально вкладам в общее дело.
Ведь это логично, делить долю от прибыли соразмерно участию. А у Казахстана какое участие? Оно меньше российского в 1213.5 раз. Следовательно, если исходить из этого, то и наш доход от курсирующих через Казахстан контейнерных поездов может быть меньше российского в 1213.5 раз. Не найдя цифр о доходах от транзита в рамках ОТЛК в разбивке по странам-акционерам хотелось бы услышать от КТЖ, что доход наш равняется российскому и беларускому и составляет 33.3 %, а не 0.08%. Если же нет, то тогда возникает вопрос, почему? Тогда получается, что за 3 года существования ОТЛК через Казахстан перевезены сотни тысяч контейнеров по маршруту КНР-ЕС, а вопрос долей так и не урегулирован в результате чего мы, вероятно, не получаем доходов причитавшихся нам по праву.
В заключение хотелось бы задаться вопросом риторическим, а зачем нам вообще был нужен ОТЛК, была ли в нем необходимость? Неужто Казахстан сам бы не мог развивать транзит по своей территории не делегируя полномочия и компетенции третьему лицу, а сотрудничая с ним в обычном порядке, оплачивая провозную плату по территории России согласно тарифа
Автор: Маргулан Бурамбаев
Краткая справка по АО «Объединенная транспортно-логистическая компания»
Объединенная транспортно-логистическая компания (АО «ОТЛК») зарегистрирована 13 ноября 2014 года. Учредителями компании являются: ОАО «Российские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Казакстан темiр жолы»[2].
Главная цель оператора транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай-Европа-Китай – увеличение объема перевозок на железнодорожной инфраструктуре стран ЕАЭС. Среди ключевых преимуществ компании[3]:
- оптимизация стоимости перевозок;
- повышенная скорость;
- ритмичность и регулярность сервисов;
- упрощенный документооборот;
- клиентоориентированность.
Финансовые данные[4]:
Очищенная Чистая прибыль Компании (без учета эффекта от переоценки акций ПАО «ТрансКонтейнер» и дивидендов, поступивших от ПАО «ТрансКонтейнер») выросла в 5,2 раза к показателю 2015 года, равному 101 млн. рублей, до 523 млн. рублей в 2016 году.
Выручка Компании по РСБУ за 12 месяцев 2016 года выросла в 3,9 раза до 8 314 млн. рублей по сравнению с 2 115 млн. рублей годом ранее.
Прибыль АО «ОТЛК» от продаж в отчетном периоде увеличилась в 6,3 раза к уровню 2015 года с показателем 117 млн. рублей до 742 млн. рублей.
Объем транзитных перевозок в сообщении Азия-Европа по территории Казахстана, России и Белоруссии контейнерными поездами АО «ОТЛК» в 2016 году составил 101 тыс. TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) и более чем в 2 раза превзошел показатель 2015 года, когда было перевезено 47 тыс. TEU.