- 08.08.2023
- Опубликовано: Risalya Postovna
- Категории: Новости, Энергетика
Новые угольные проекты Казахстана сопряжены с экономическими и климатическими рисками. И это несмотря на обязательство сократить выбросы углерода и расширить использование возобновляемых источников энергии в своей амбициозной. Стратегии углеродного нейтралитета, утвержденной всего пять месяцев назад при поддержке многосторонних банков. В стратегии ничего не говорится о новых угольных электростанциях.
Если Казахстан возьмется за строительство углеродоемкой инфраструктуры, он рискует застрять в топливе, которое может затормозить его развитие и подвергнуть его экономическим и климатическим рискам, не говоря уже о том, что он может нанести ущерб своей репутации среди инвесторов, ориентированных на климат, и международного сообщества.
В конце 2022 года а в начале этого года Казахстан объявил о планах строительства четырех новых угольных электростанций общей генерирующей мощностью 3,7 гигаватт (ГВт). Два крупнейших проекта запланированы в Экибастузе, крупном угледобывающем центре на северо-востоке Казахстана: расширение существующей электростанции Экибастуз-2 мощностью 1,9 ГВт и планируемая электростанция Экибастуз-3 мощностью 1,2 ГВт, новая разработка нового месторождения.
Согласно данным Global Energy Monitor, в случае строительства новые угольные электростанции будут составлять более 25% от общей мощности парка угольных электростанций в стране. цель 2060 года и определяет ключевые технологические преобразования, необходимые для декарбонизации. В энергетическом секторе стратегия направлена на сокращение доли угольной генерации при одновременном увеличении доли возобновляемых источников энергии с использованием газа в качестве «переходного» топлива. Устаревшая инфраструктура, растущий спрос.
Сегодня энергетический сектор Казахстана страдает от изношенной инфраструктуры как на тепловых электростанциях, так и в сети, что привело к многочисленным сбоям и перебоям в поставках в последние годы, учитывая его богатые запасы и развитую угольную инфраструктуру. В прошлом году на уголь приходилось 67% выработки электроэнергии в стране, за ним следовал газ с 21,5%, гидроэлектроэнергия с 7,3% и другие возобновляемые источники энергии с 4,5%. Но казахстанский угольный флот старше, чем в среднем по миру. Угольные электростанции обычно рассчитаны на 40 лет работы, но многие из действующих угольных электростанций в стране были построены более 40 лет назад. Эксплуатация угольного флота, срок службы которого подходит к концу, сопряжена со значительными рисками производительности и затрат. Возраст казахстанских угольных электростанций аналогичен возрасту Южной Африки, страны, сталкивающейся с постоянным потоком поломок агрегатов.
Технический аудит казахстанских тепловых электростанций, проведенный ранее в этом году, показал, что средняя степень износа составляет 66%. Без четко отлаженных процедур эксплуатации и технического обслуживания, а также значительных капиталовложений износ электростанций приводит к неэффективному и прерывистому энергоснабжению. Некоторые казахстанские угольные электростанции изношены на 80% и находятся в тяжелом техническом состоянии. Поскольку многие объекты в Казахстане представляют собой комбинированные теплоэлектростанции (ТЭЦ), которые также обеспечивают теплом жилой сектор, из-за аварий электростанций некоторые жители остаются без тепла в своих домах в суровые казахстанские зимы.
Одна из причин отсутствия финансирования на необходимый ремонт на стареющих казахстанских электростанциях недостаточны тарифы на электроэнергию. Правительство жестко регулирует тарифы и не допускает их повышения, чтобы предотвратить энергетическую бедность населения. Казахстан теперь также должен подготовиться к ожидаемому всплеску спроса на электроэнергию, который, как ожидается, будет расти одновременно с экономическим ростом и электрификацией. . Запланированная первая в стране атомная электростанция является одним из ответов на эту потребность, но, учитывая, что на строительство атомных станций уходит до 10 лет, это не решит насущную проблему. Между тем отечественный уголь остается широко доступным, и Казахстан использует санкции в отношении российского угля, связанные с войной на Украине, для увеличения экспорта угля на другие рынки.
Крупнейший в Казахстане угольный разрез «Богатырь» увеличивает добычу с 33 до 40 миллионов тонн в год, и производитель энергетического угля «Шубарколь комир» также объявил о планах расширения. такая значительная часть экономики.
Рискованная долгосрочная стратегия Если новые угольные электростанции будут построены, они увековечат зависимость Казахстана от угля и заставят страну выполнить обязательства страны по климату сложнее и дороже. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), сокращение выбросов в угольной энергетике в соответствии с целью Парижского соглашения на 1,5 градуса Цельсия не потребует новых разработок угольных электростанций (без технологии улавливания углерода). Стратегия углеродной нейтральности по газу как «переходному» топливу. Заявленное намерение состоит в том, чтобы использовать газ для «перекрытия» вывода из эксплуатации угольных электростанций с ожидаемым в будущем наращиванием возобновляемых мощностей. Но это рискованная стратегия, поскольку она связывает страну с инфраструктурой, работающей на ископаемом топливе, и блокирует активы, которые станут нерентабельными. МЭА также заявило, что новые инвестиции в нефть и газ не должны подвергаться санкциям, если мир хочет достичь климатических целей к 2050 году.
Темпы газификации Казахстана до сих пор были медленными. В Алматинской области, где уже есть газовая инфраструктура, ведется строительство новых газовых установок вместо угля на электростанциях «Алматы-2» и «Алматы-3». Но в центральных и северо-восточных регионах Казахстана история иная. Хотя строительство отечественного газопровода «Сарыарка», соединяющего богатый газом Западный Казахстан со столицей Нур-Султан, было завершено в 2019 году, строительство газораспределительной инфраструктуры отстает. В прошлом году рост внутреннего спроса также привел к дефициту газа для внутренних нужд, и экспорт пришлось ограничить. По данным Global Energy Monitor, перевод на газ останавливается на крупных казахстанских угольных электростанциях, таких как Топарская ГРЭС мощностью 743 МВт и Карагандинская ТЭЦ-3 мощностью 670 МВт.
В качестве альтернативы использованию внутреннего газа Казахстан ведет активные переговоры с Россией о строительстве газопровода из России в Китай, который пройдет через северо-восточную часть Казахстана. не представила конкретного плана по выводу из эксплуатации существующих угольных электростанций и сообщила только, что будет разработана концепция вывода из эксплуатации угольных установок, эксплуатируемых более 30 лет. Он также предусматривает сокращение выбросов только к 2030 году, что откладывает принятие важных решений и капитальных вложений, необходимых в следующие семь лет. Тем не менее, намерение страны сократить выбросы за счет инфраструктуры экологически чистой энергии ясно. Строительство новых угольных электростанций в конечном итоге приведет к значительно более высоким социально-экономическим и экологическим издержкам. Как и в других странах с развивающейся экономикой, которые сталкиваются с аналогичной дилеммой, лучший способ для Казахстана преодолеть проблемы стареющей инфраструктуры и конкурирующего геополитического давления — ускорить инвестиции в экологически чистые выработка энергии. Это дорого, но затраты сопоставимы с затратами на новую угольную инфраструктуру и не сопряжены с будущими рисками для экономики и окружающей среды.
Капитальный ремонт энергетики Казахстана должен включать инвестиции в накопление энергии, интеллектуальные сети и инфраструктуру передачи, а также в повышение энергоэффективности в промышленности и жилом секторе. Такие инвестиции могут привести к дальнейшему экономическому росту и стимулировать более широкое участие местной промышленности в экономике. Напротив, строительство новых угольных электростанций в конечном итоге приведет к значительно более высоким социально-экономическим и экологическим затратам. Это было бы упущенной возможностью обезуглерожить энергетическую инфраструктуру страны.
Источник: the Thirdpole.net