Россия хочет поднять энергетические связи с Китаем на новый уровень
- 25.07.2024
- Опубликовано: Risalya Postovna
- Категории: Новости, Энергетика

Россия стремится расширить сотрудничество с Китаем в энергетической сфере за пределами поставок углеводородов. По словам генерального директора «Роснефти» Игоря Сечина, “следующий этап отношений должен быть нацелен на укрепление координации… по всей цепочке создания дополнительной стоимости в энергетике и смежных областях, включая передовые технологии, машиностроение, современное судостроение, поставки промышленного оборудования, альтернативную энергетику, снижение выбросов и совместное участие в научных исследованиях и экспериментах”. Однако более важным для Москвы могло бы стать прямое инвестирование Китая в энергетический сектор России и смежные отрасли. На Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме в Москве 23 июля Сечин открыто призвал к увеличению этих инвестиций. В попытке сделать предложение более привлекательным он заявил, что российский энергетический сектор обеспечивает “высокую инвестиционную доходность и отсутствие риска возврата капитала”.
Тем не менее, китайские инвесторы не спешат заменить западные компании, покинувшие Россию после войны на Украине. Растущие санкции против Москвы делают китайские компании еще более осторожными. Однако Китай увеличил закупки российской нефти и газа, что было ключевым для усилий Москвы по диверсификации рынков после отказа Запада покупать российскую энергию. Импорт российской нефти в Китай вырос на 24% в прошлом году до примерно 2,15 млн баррелей в день, достигнув 2,21 млн баррелей в день в первой половине 2024 года, согласно данным, представленным вице-премьером Китая Дином Сюэсяном на заседании межправительственной комиссии по энергетическому сотрудничеству между двумя странами, которое также прошло в Москве на этой неделе.
Россия готова увеличить поставки, используя свои западные порты, а также через Северный морской путь, в дополнение к регулярным экспортам из своих тихоокеанских терминалов. Однако поставки через арктические воды потребуют помощи Китая в строительстве ледовых танкеров, и Сечин призвал к сотрудничеству с китайскими верфями для выполнения этой задачи. Аналитики скептически относятся к готовности Китая стать слишком зависимым от одного поставщика. Выступая на форуме в Москве, Дин лишь заявил, что “стороны активно работают над открытием новых горизонтов для сотрудничества в области нефти и газа”.
На заседании межправительственной комиссии по энергетическому сотрудничеству было решено поддержать сотрудничество между китайскими и российскими компаниями в разведке и добыче углеводородов на суше и на континентальном шельфе России. Также было согласовано расширение и углубление сотрудничества в предоставлении нефтесервисных услуг и оборудования, а также привлечение специализированных китайских компаний для выполнения работ, включая гидроразрыв пласта.
Стороны договорились поддерживать семинары экспертов по возобновляемым источникам энергии и координацию в достижении международного признания сертификатов на зеленую и низкоуглеродную энергию. В рамках сотрудничества по энергетическому переходу Россия и Китай будут также делиться опытом в развитии углеродного рынка и международной торговли углеродными единицами. Сотрудничество в угольной, электрической и ядерной энергетике остается ключевой частью энергетического диалога между Россией и Китаем. Пекин поддерживает планы «Газпрома» по поставкам гелия и сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Китай, и обе стороны стремятся продвигать торговлю СПГ на коммерческой основе между двумя странами. Yamal LNG, в котором китайские компании являются акционерами, остается одним из стратегических проектов, и две страны договорились больше общаться по вопросам взаимного интереса.
Прогресса по проекту газопровода «Сила Сибири 2» не было. Стороны лишь предложили «Газпрому» и Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC) активизировать переговоры по контракту.
Поставки российского газа по газопроводу «Сила Сибири» растут. В июне они принесли рекордную месячную выручку для «Газпрома». Государственная газовая корпорация заработала 737 млн долларов от поставок по этому трубопроводу в прошлом месяце, что на 30% больше, чем годом ранее, и больше, чем в любом месяце с начала поставок в декабре 2019 года, согласно последним китайским таможенным статистическим данным.
Выручка «Газпрома» от экспорта в Китай уже почти сравнялась с выручкой от поставок трубопроводного газа в Европу, который был ключевым газовым рынком России в довоенную эпоху. Хотя объемы экспорта в Китай, вероятно, сравняются с европейскими объемами, чуть превышающими 30 млрд кубометров в этом году, выручка, вероятно, останется ниже, так как цены на газ по «Силе Сибири», привязанные к нефти, остаются ниже цен «Газпрома» в Европе. Средняя экспортная цена «Газпрома» могла составить около 260 долларов за тысячу кубометров в Китае против примерно 340 долларов за тысячу кубометров в Европе в первой половине этого года, согласно оценкам Energy Intelligence.
Выручка «Газпрома» от «Силы Сибири» вероятно превысит европейскую в следующем году, когда трубопровод достигнет своего максимума в 38 млрд кубометров в год. Экспорт «Газпрома» в Европу, вероятно, останется на том же уровне, если не снизится, в зависимости от судьбы украинского транзита после истечения текущего контракта между Москвой и Киевом в конце этого года. Однако выручка «Газпрома» от продаж в Китай составляет лишь малую часть того, что «Газпром» зарабатывал в Европе до войны. Маржа продаж еще ниже из-за более низкой цены и более высоких затрат на добычу и транспортировку по «Силе Сибири».
Это, вероятно, будет характерно и для новых экспортных контрактов «Газпрома» с Китаем, так как Пекин сейчас находится в лучшей позиции для заключения контрактов на самых выгодных условиях. Цены на импорт по контракту на 10 млрд кубометров в год по «дальневосточному маршруту», подписанному в начале 2022 года, незадолго до войны, не были раскрыты, но сообщается, что Китай настаивает на ценах близких к российским внутренним тарифам в рамках долгосрочного контракта на поставку по «Силе Сибири 2» на 50 млрд кубометров в год.
Источник: Energy Intelligence